Голая правда о том, как показатель отказов влияет на ранжирование

Вопрос о том, как отказы влияют на ранжирование сайта в выдаче Google, остается открытым и сейчас. Эти обсуждения не утихают ни на минуту в течение последних лет. Некоторое время назад именно эта тема стала причиной увлекательной и длительной дискуссии между владельцем Moz Рэндом Фишкиным (Rand Fishkin) и руководителем команды качества поиска Google Андреем Липатцевым.

otkazy

Входе обсуждения Фишкин рассказал, что не так давно его команда запустила интересное исследование с привлечением более 500 различных пользователей. Каждого из участников попросили выполнить поиск по указанным запросам при помощи любого имеющегося под рукой устройства, будь то: телефон, планшет или компьютер.

Затем в результатах выдачи по каждому из запросов пользователей просили кликнуть по ссылке в самой нижней строчке, перейти на сайт и сразу же покинуть его, то есть создать отказ на сайте. Видимость этого сайта измерялась в течение нескольких последующих дней.

По итогам эксперимента Рэнду Фишкину удалось выявить целый ряд несоответствий. Более чем в 50% случаев позиции сайта в SERP заметно менялись, в тоже время в остальных случаях изменений в позициях не происходило. Отсюда возникает логичный вопрос: влияет ли показатель отказов на ранжирование сайта в поисковой выдаче и если да, то насколько сильно?

otkazy v google

По версии Андрея Липатцева, результаты будут различаться в зависимости от поискового запроса. Иными словами, для разных запросов при одном и том же уровне показателя отказов зависимость будет разной. При этом гораздо большее влияние на ранжирование оказывает количество переходов на сайт (то есть, пользовательский трафик на сайт) а не показатель отказов.

К примеру, если по определённой тематике насчитывается большое количество запросов, а число упоминаний в социальных сетях  – растёт, но при этом у ресурса достаточно большой показатель отказов, Google будет ранжировать его лучше, чем менее релевантный запросу сайт, но с лучшими кликовыми факторами.

По словам Андрея Липатцева, выявить закономерность между изменением позиции сайта в выдаче и факторами, на это влияющими, – более чем реально. Однако, всё же, интернет – гораздо более сложная и разветвлённая экосистема, чем кажется на первый взгляд.

Так что же на самом деле скрывается за метрикой «показатель отказов», и на что этот фактор влияет?

Согласно определению, показатель отказов (англ. bounce rate) – это процентное соотношение количества посетителей, покинувших сайт прямо со страницы входа или просмотревших не более одной страницы сайта.

Традиционно в среде SEO специалистов этот показатель принято расценивать как отрицательный. Владельцы сайтов частонередко склонны считать, что если пользователь посетил только одну страницу, а затем покинул её – это негативно отразится на ключевых метриках сайта; а, возможно, и на всей стратегии продвижения.

Всё не так критично, но доля истины в этой логике есть. Большой показатель отказов может свидетельствовать о том, что содержимое сайта не соответствует тематике запросов, по которым он продвигается; или же информация на этом ресурсе недостаточно качественная. Как результат, позиции в Google могут просесть.

pokaxatel otkazov v google

В Справке Google Analytics дано довольно чёткое определение: показатель отказов – это процент сеансов с просмотром только одной страницы. Там же сообщается, что высокий показатель отказов обычно значит, что на сайте есть проблемы, например с оформлением или навигацией. Но бывают и ложные отказы, когда пользователи быстро находят всю нужную информацию на одной странице и потому не заходят в другие разделы.

В одной из статей, опубликованных на сайте Search Engine Journal, перечислены 9 главных причин, которые способны привести к высокому показателю отказов. Среди них: низкое качество дизайна, неверно подобранная семантика, плохой контент, наличие ссылок на ресурсы неподходящих тематик и многие другие. Во всех аналогичных случаях высокий показатель отказов будет лишь дополнительно сообщать Google о низком качестве сайта.

Тем не менее, высокий показатель отказов для страницы контактов – дело житейское. Более того, для сайтов, содержащих кнопки call to action, быстрый переход со страницы становится даже преимуществом. Ведь это указывает на то, что пользователь сумел очень быстро отыскать контактную информацию компании и мгновенно обратился за товаром или услугой через сайт.

По сути, посетитель быстро нашел, что искал, и покинул страницу. Во всех аналогичных случаях нет смысла играть с людьми в хитроумные игры, придумывая, как бы задержать подольше на Вашем сайте.

Однако и здесь всё зависит от тематики: если ресурс информационный, а его цель получить высокий максимально CTR и трафик на страницу, – есть смысл задуматься над инструментами удержания пользователя на странице.

А что же Google?

На следующем этапе возникают вполне логичные вопросы. Догадывается ли Google о том, каков истинный показатель отказов должен быть у вашего сайта? Использует ли поисковик эти знания при ранжировании? Отдельные исследователи рынка склоны давать отрицательные ответы на оба из них.

В наше время далеко не все представители бизнеса используют Google Analytics, таким образом поисковик не может максимально точно отследить статистику по их сайтам. Более того, показатель – настолько неоднозначный и динамичный, что грамотно трактовать его можно далеко не во всех случаях. В различных ситуациях показатель отказов будет носить разное значение.

На длительность просмотра страницы пользователем влияет целая совокупность разных факторов и обстоятельств. Причинами того, что посетитель не покидал сайт на протяжении 20 минут, могут стать 2 кардинально разных фактора:

  1. контент страницы оказался настолько исчерпывающим, глубоким и релевантным запросу пользователя, что человек увлечённо взаимодействовал с содержимым страницы всё это время;
  2. посетитель страницы просто-напросто заснул, поскольку содержимое страницы было крайне скучным и неинтересным. Конечно же, это шутка, но в каждой шутке есть доля правды.

Вот несколько советов, которые помогут добиться заметного снижения показателя отказов. Сначала, самые – популярные и традиционные рекомендации: проверьте скорость загрузки каждой страницы, необходимо, чтобы она была максимально высокой; разработайте удобную и понятную пользователю навигацию на сайте; не переусердствуйте с количеством рекламных баннеров на странице или же вовсе откажитесь от них.

Ни для кого не будет сюрпризом, что правильная работа с поведенческими факторами способна заметно повысить позиции сайта в выдаче. Тем не менее, сама же концепция RankBrain является относительно новой, и для работы с ней специалистам ещё придётся выработать определённую стратегию.

bounce rate

Главным образом, она касается работы с содержимым страниц. RankBrain умеет определять смысловую и контекстную составляющую результатов поиска. Фильтры данного алгоритма предназначены для комплексного анализа результатов выдачи и способны анализировать релевантность и достоверность содержимого страниц.

Принцип работы алгоритма в общем виде выглядит так: система берёт в обработку  запросы и преобразует их в более короткие. Смысл запросов при этом не искажается. Технология, на базе которой работает алгоритм получила название AI (Artificial intelligence) technology.

Появление этой технологии способствовало новому витку обсуждений и дебатов, связанных с такой метрикой как «показатель отказов» и её влиянием на результаты выдачи.

По мере того, как аналитики рынка всё больше углублялись в изучение различных показателей и факторов, Андрей Липатцев заявлял, что цель Google сделать показатель отказов наиболее важным фактором и обеспечить его измеримость. Процедура – не из простых, однако реализовать данный подход – возможно. «Если мы решим этот вопрос, то в разы облегчим свою жизнь. Но это произойдет не прямо сейчас», – комментирует Андрей Липатцев.

Пожалуй, это высказывание вполне может служить универсальным ответом на вопросы о важности показателя отказов для отрасли в целом. В прочем, о каком бы факторе и показателе не шла речь в контексте SEO, ответ может быть лишь один: поведенческие факторы остаются главными факторами ранжирования, и будут оставаться такими и в будущем.

comments powered by HyperComments